Как пригласить звезду на корпоратив или частное торжество?

Дотянуться до звезды и пригласить на свой праздник. Чтобы подчеркнуть статус, чтобы гости ахнули, начальник благодарил, в том числе премией. Это реально? Реально. Рассказываем, что делать.

Я хочу пригласить на праздник известного артиста. Как это сделать?

Выходов всегда больше одного. В данном случае — два. Если вы уже имеете опыт организации мероприятий и подготовки выступлений артистов, можете попробовать самостоятельно связаться с директором звезды и вести работу напрямую. Либо обратиться к подрядчику-профессионалу — концертному агентству, которое возьмет на себя всю оргработу: ведение переговоров, заключение и исполнение договоров и разрешение спорных вопросов.

Зачем мне посредники! Сам справлюсь.

Конечно, справитесь. Но нужно учитывать, что в этом случае вам придется обсуждать с директором звезды не только основной договор, но и технический и бытовой райдеры артиста и четко их выполнять. В райдерах указаны технические требования, требования к организации трансфера звезды, проживания, быта на площадке (вплоть до особых пожеланий к еде и материалу полотенец). Некоторые пункты могут показаться вам невыполнимыми, потому придется согласовывать с директором альтернативные замены. Скорее всего, отчаянный клиент, решивший самостоятельно все организовать, откажется от этой идеи еще на этапе чтения райдера. Либо ему откажет сам директор, поняв, что перед ним непрофессионал, грозящий массой неудобств.

Неужели райдер — это так важно? Всегда можно договориться.

Да, райдер — это очень важно. И да, договориться можно всегда, вопрос лишь в цене. Так, директор звезды, узрев в вас «новичка», назовет более высокую цену в качестве вознаграждения за потенциальную головную боль. Дополнительные траты могут подстерегать и непосредственно на празднике, например, артист откажется выходить на сцену без компенсации за неточное выполнение райдера.

Это все равно дешевле, чем обращаться к посредникам.

А вот и нет. Работа концертного агента не будет стоить никаких дополнительных денег. Фактически ему заплатит директор звезды — он сделает скидку (по сравнению с ценой, которую назвал бы вам лично) на выступление, и эта разница между меньшей ценой выступления и обозначенным вами бюджетом будет оплатой агенту. Ваш бюджет останется неизменным. Директору выгодно так сделать, ведь он заинтересован в том, чтобы агентство и в будущем помогало ему продавать выступления его артистов.

Я почти отказался от идеи устраивать все самостоятельно. Есть еще аргументы?

Есть. При самостоятельной организации вы и только вы несете риски (прежде всего финансовые) за несоблюдение договора и райдера. Вы за свои же деньги превращаетесь в ассистента для звезды. Пытаетесь удовлетворить все прописанные требования, попутно решаете спорные моменты с подрядчиками, например менеджерами транспортной компании, которая вовремя не подала автомобиль. Если же вы обращаетесь к посреднику, например , то он берет на себя всю ответственность за выполнение работы от и до, как с представителем звезды, так и с субподрядчиками.

Убедили, обращаюсь к профессионалу. Что дальше?

Вы должны обозначить бюджет и особенности мероприятия — например, это корпоративный вечер или частный праздник, а также высказать примерные пожелания, артистов какого типа вы желаете пригласить (если еще не остановили выбор на конкретной звезде). Агент проводит подготовительную работу: выясняет, кто из артистов уже выступал для вашей аудитории, кто по тематике подойдет для данного случая, и предложит варианты. на этом этапе составляет что-то вроде хит-парада. К примеру, ваша компания любит интерактив, поэтому вам подойдет группа «Жуки», так как они все выступление проводят в зале. Второе место — «Сюткин Бэнд», они рок-н-рольная группа, под которую зрители любят танцевать. И так далее.

Я могу предложить свои варианты?

Велкам! Агент обсудит с вами особенности каждого артиста и его соответствие мероприятию и бюджету. Важно, что он на вашей стороне и не стремится продать вам сомнительный материал ради личной выгоды. Так, агент может отсоветовать некоторых артистов, которые уже зарекомендовали себя не с лучшей стороны. Бывает, артист берет предоплату, а потом отказывается, найдя более выгодное предложение. Деньги он, конечно, вернет, но вам придется искать замену в режиме дедлайна. Или встречаются звезды, которые позволяют себе выступать вполсилы, что не остается не замеченным зрителями и портит праздник.

Выбрали артиста. Как «забронировать» его за собой?

Нужно внести предоплату, которая оформляется договором. Как правило, это 50% от гонорара, но иногда сумма может варьироваться. Например, в случае выступления в другом городе размер предоплаты может достигать 100%.

А как вообще формируется итоговая цена?

Агент выясняет у директора звезды и доводит до вашего сведения пожелания по гонорару за выступление, размер и сроки предоплаты и особенности райдера. Последний, кстати, по стоимости может оказаться сопоставимым с гонораром. Если выступление будет проходить не в вашем городе, то возрастут транспортные расходы, в том числе в райдере — артист может высказать конкретные пожелания по отелю, авиакомпании, классу салона. Общая цена может варьироваться и в зависимости от состава звездного коллектива (агент расскажет вам, какие могут быть варианты составов на вашем празднике).

Если заплатил звезде, она вся моя?

Выступление — конечно, основной предмет договора. Но если вы хотите, чтобы артист попутно провел автограф-сессию, сфотографировался с гостями, обязательно скажите об этом заранее. Если ваши пожелания полностью или частично входят в «опции» звезды, включите их в договор, при этом цена может возрасти. Не стоит рассчитывать, что артист по доброте душевной согласится тратить время на подписи 100500 компакт-дисков или селфи с развеселившимися гостями. И конечно, звезда не станет «развлекать» кого-то лично, например присаживаться за столик и поднимать тост за юбиляра. Помните, ваш праздник — это работа для артиста, он выполняет строго определенные обязанности за конкретную зарплату.

Окей, райдер, автографы — цена варьируется. Ну, а гонорары-то у артистов конкретные? Почем нынче звезды?

Нижний ценовой диапазон — угасшие или угасающие звезды, которые когда-то были на пике славы, но их время прошло. От них часто остается только имя (состав группы может быть уже иным), но благодаря ему концертные агентства все-таки включают их в категорию звезд. Или это артисты, когда-то выстрелившие одним-двумя хитами, их помнят, но сегодня это не звезды первой величины. Они выступают в ценовом диапазоне кавер-групп — 100-200 тысяч рублей. Их приглашают, когда бюджет невелик, однако хочется подчеркнуть статус события присутствием известной персоны. Но проблема этих артистов в том, что их работа может быть интересна лишь бывшим фанатам, она также может не соответствовать стилю мероприятия и ценностям аудитории.

Далее идут более дорогие артисты — признанные мастера своего дела, но не слишком медийные (не часто мелькающие на ТВ и оттого не всеми узнаваемые). Это артисты популярных мюзиклов или участники шоу «Голос». Их гонорары начинаются от 100  тысяч рублей, но могут достигать и 600 тысяч.

Медийные звезды. Это все те артисты, которых часто приглашают на гала-концерты, в ТВ-передачи, о них пишут СМИ — широкая аудитория знает их в лицо и может напеть строчки из хитов. Гонорар медийных звезд находится в районе 1 млн рублей. Сюда попадают не только поп-звезды на пике славы, но и проверенные временем и уважаемые за неконъюнктурность артисты — например, адепты русского рока и построкеры («Несчастный случай», Uma2rman, Валерий Сюткин), которых любят за искреннее, «трушное» творчество. Артистов из этой доступной ценовой категории часто зовут на корпоративы, так как тут все в одном — и мастерская работа, и статус мероприятия, и много радости для гостей. Кстати, условная уравниловка гонораров возникла недавно. До 2014 года наблюдался большой разброс цен, но когда отечественная экономика направилась ко «дну» (с), возможности заказчиков сократились и появилась тенденция обозначать бюджет: «Мне до 1 млн». Звезды были вынуждены снизить цены. Есть исключения, но большинство сейчас работают на таком уровне.

Высшая категория — это супермедийные звезды. Например, Григорий Лепс, Стас Михайлов, «А-Студио», «Ленинград» и т.д. Величина их гонораров находится в прямой зависимости от ротации на телевидении; соответственно, если они начнут пропадать из эфира, будет снижаться и цена. Сейчас максимальный ценник на звезд в бешеной ротации — 100 тысяч долларов. Выше спроса на российских артистов нет.

Доступные зарубежные звезды сейчас работают по планке в 1 млн рублей, чтобы конкурировать с россиянами. Это уровень артистов, уже позабытых на Западе, но до сих пор тепло любимых в России и странах бывшего СССР. Например, звезды Сан-Ремо или дискотек 1970-80-90-х.

Ну а высший класс — звезды мирового масштаба, актуальные в настоящий момент. Стинг, Элтон Джон, Рианна, Леди Гага, Адель и т.д. Здесь нет конкретной цены, она формируется в зависимости от мероприятия, концертного графика, страны. Для большинства западных звезд Россия — вотчина олигархов, готовых заплатить сколько угодно, и артисты этим пользуются. В профессиональной среде поговаривают, что российские олигархи убивают рынок, а помогают им работающие с такими артистами концертные агентства, которые в борьбе за звезду устраивают «аукционы». Впрочем, даже если вы олигарх, есть звезды, которых заполучить не удастся. Некоторые не соглашаются ехать в Россию ни за какие деньги, например по политическим мотивам или потому, что вообще прекратили гастрольную работу, как Адриано Челентано.